Фізкультурні хвилинки





На уроках физкультуры я вместе с детьми разучиваю комплексы упражнений для физкультурных пауз и физкультурных минуток. Эти упражнения учащиеся выполняют на других уроках и во время домашних заданий.
Задачи физкультурных минуток:
- вернуть усталому ребенку работоспособность, внимание;
- снять мышечное и умственное напряжение;
- предупредить нарушение осанки.
Физкультурные паузы и физкультминутки не занимают много времени и быстро влияют на состояние организма, снимают утомление, дают необходимый отдых головному мозгу. Сигналом для выполнения физкультминуток служат субъективные ощущения утомления, появления апатии, сонливости, головной боли.
Все общеобразовательные уроки в школе должны включать физкультурные минутки (1-2 минуты) и физкультурные паузы (3-4 минуты) для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки.
Проводятся эти формы физкультурно-оздоровительных занятий в период утомления детей на уроках, за исключением контрольных работ и некоторых практических занятий. Время проведения определяется преподавателем, ведущим урок. Следует открыть форточку, ослабить стесняющую одежду (пояс, пуговицы); упражнения выполняются сидя за партой или стоя около нее. Комплекс состоит из 4-6 упражнений, повторяемых 4-6 раз.
Все упражнения должны быть простыми, учитывающими характер предшествовавшей работы. Так, письменная работа требует упражнений для мышц кисти (сгибание-разгибание пальцев, противопоставление пальцев, вращения пальцами и кистями), при длительном сидении – упражнения для мышц спины (потягивание, наклоны, ходьба) в сочетании с дыхательными.
В процессе учебной деятельности учащимся, на протяжении одного или нескольких уроков трудно постоянно удерживать активное внимание. Это связано со свойственными им повышением возбуждения коры головного мозга, недостаточностью активного торможения, неустойчивостью нервных процессов. Это поведение физиологически оправдано, так как различные движения руками, ногами, головой препятствуют чрезмерному напряжению мышц. Излишняя подвижность может затем смениться вялостью, пассивностью, а главное – безразличием к учебному процессу.
Для учащихся в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз. Это достаточно актуально в связи с тем, что в настоящее время отмечается большой дефицит двигательной активности, особенно у детей младшего школьного возраста.
Варианты выполнения комплексов физкультминуток различны: сидя, стоя, в кругу или в шеренгах, если позволяет помещение классной комнаты.
Целесообразно варьировать разнообразные формы проведения физкультминуток (комплексы общеразвивающих упражнений, игровые задания, несложные игры малой интенсивности, танцевальные упражнения с музыкальным сопровождением и т.д.)
Формы проведения физкультурных минуток
Танцевально-ритмические физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную мелодию. Для их проведения можно использовать аудиозапись с заранее записанным музыкальным произведением и ритмическим стихотворением. Данная форма проведения физкультминуток повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся.
Физкультурно-спортивные минутки представляют собой выполнение упражнений традиционной гимнастики под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (бег, прыжки, приседания, ходьба и т.д.)
Двигательно-речевые физкультурные минутки предполагают речевое сопровождение выполнения упражнений. Подготовка двигательно-речевых минуток развивает творческие способности самого учителя и способствует развитию интереса учащихся к изучению того или иного учебного предмета.
Когнитивные (познавательные) физкультурные минутки способствуют развитию познавательных процессов.
Двигательные действия и задачи. Загадывают загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении.
У детей младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, как и у дошкольников. С детского сада они привыкли к игре, в том числе и ролевой.
Постепенно ролевая игра заменится дидактической, что будет способствовать развитию логического мышления ребёнка. Упражнения, которые можно использовать для двигательных оздоровительных разминок, должны быть сюжетными, содержать образ.
Физкультминутка на уроке может быть “направлена” не только на здоровьесбережение, но и на развитие и даже обучение.
Физкультминутка может очень гармонично вписаться в конспект урока и стать одним из его этапов.

К каждой оздоровительной минутке разработаны рекомендации по использованию и указаны предмет и примерная тема урока, на котором её можно использовать.

Физкультурные минутки в стихотворной форме.
Физкультурные минутки, лицей № 62.

Физкультурные минутки, видео.

Немає коментарів:

Дописати коментар