Пальчикова гімнастика


Пальчиковая гимнастика для младших школьников
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»
В.А.Сухомлинский

Взаимосвязь движения рук и мозга человека была выявлена довольно давно. Еще ученые древнего Востока доказали, что для поддержания мозговой системы в хорошем состоянии и воссоздания гармонии тела и разума необходима постоянная тренировка рук и пальцев. Объясняется это просто: речевая и двигательная области головного мозга расположены рядом друг с другом. Именно поэтому развитие речи и моторика пальцев рук древнего человека развивались в параллельной зависимости.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризной и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.
Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Тренировке движений пальцев рук можно уделить 1,5-2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на фронтальных занятиях. Упражнения с детьми могут проводить и логопед, и воспитатель, и родители, и учителя начальной школы.
Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми пропорциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание стоит уделить тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект.
Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.
Пальчиковые игры развивают движения пальцев и кистей рук ребенка.
Очень важны пальчиковые игры для детей 6-7 лет, ведь именно в этом возрасте ребенок готовится к новому и очень серьезному этапу в своей жизни — поступлению в первый класс. Такие игры помогают родителям и воспитателям развивать внимательность, сосредоточенность и мелкую моторику у дошкольников. В процессе игры дети получают массу приятных впечатлений и эмоций от общения с взрослыми, учатся сравнивать свои результаты с результатами других детей.
Пальчиковые игры для детей 6-7 лет обязательно имеют своих персонажей, например бабочка, птица, паучок, дерево. Очень любят дети в процессе игры показывать и различные образы — дождь, ветер, холод и т. д. Пальчиковые игры для детей 6-7 лет подразумевают не только выполнение каких-либо определенных движений, но и обязательное проговаривание текста. Текст, чаще всего в стихотворной форме, ребенок должен произносить выразительно, при необходимости повышая или понижая тон, делая паузы в отдельных местах, одновременно выполняя в такт комплекс движений пальцами и кистями рук.
Пальчиковые игры оказывают развивающее воздействие на ребенка.
Какие же качества развиваются у ребенка в процессе пальчиковых игр?
— Развивается четкая и осознанная координация движения.
— Появляется стремление к творчеству: ребенок может сам сочинить стихотворение и, наоборот, к стихам придумать свою сказку в движении. Можно придумать музыкальный мотив и напевать тексты. К некоторым играм будет интересно выполнить бумажные колпачки на пальцы и разрисовать их вместе с малышом или разрешить ему разрисовать специальными карандашами пальчики и разыграть свою сказку.
— Развивается чувство такта и ритма.
— Осознаются и заучиваются понятия: вверх, вниз, вправо, влево, дальше, ближе.
— Формируется чувство уверенности при контакте с партнером по игре через похлопывание или поглаживание того по руке.
Фольклор каждого народа содержит свои пальчиковые игры. Наши народные пальчиковые игры для детей 6-7 лет известны и любимы всеми с детства. Это хорошо знакомые нам «Сорока-Белобока», «Ладушки» или «Идет коза рогатая…».
В возрасте 6-7 лет у ребёнка начинается серьёзная учёба, одним из наиболее сложных элементов которой в начальном периоде является обучение письму. Поэтому мелкая моторика к этому времени должна быть хорошо развита. Но поддерживать её полезно всегда. Характерными чертами пальчиковых упражнений являются те же показатели, которые были определены для игр детей 5-6 лет.
В качестве примера игр, хорошо воспринимаемых детьми этого возраста, можно привести игру «Золушка». Она выглядит следующим образом. На ровной поверхности насыпаем немного гречки, гороха и риса. Всё это смешиваем и предлагаем рассортировать за определённое время.
Можно несколько видоизменить эту игру, привнеся в неё дух соревнования. В этом случае в ней могут принимать участие двое и больше детей. По команде ведущего дети приступают к сортировке. Выигрывает тот, кто справился с работой быстрее всех.
Ещё одна игра с крупой заключается в следующем. С тарелки с насыпанным на неё горохом ребёнок берёт указательным и большим пальцами одну горошину, а с помощью оставшихся «не у дел» пальцев собирает оставшийся горох в горсть. Выигрывает тот, кто смог собрать большее количество горошин за самый короткий срок. Можно задействовать обе руки.
И в заключение хотелось бы отметить, что только систематическая и целенаправленная работа по усовершенствованию мелкой моторики у детей сможет оказать положительное влияние на формирование умственных и физических способностей, сохранить их психологическое здоровье.
Пальчиковая гимнастика
1. «Кольца». 
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках. 
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
2. «Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.
3. «Крестики-нолики». 
Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.
4. «Зеркальное рисование».
Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы.
5. «Ухо-нос». 
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.
6. «Рыбка». 
Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.
7. «Змейка».
Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.
8. «Восьмерки». 
Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.
9.«Собака».
Ладонь расположена вертикально, на ребро. Большой палец поднять вверх, указательный согнуть, остальные соединить вместе. Мизинец опускается и поднимается.
10. «Летит оса».
Пальцы сжаты в кулак, один поднять вверх. Выполнять ими вращательные движения. Повторить другими пальцами.
 11. Разнообразная предметная деятельность, которая развивает мелкую моторику: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование обуви, игры с мозаикой, конструкторы, пазлы; игры с фасолью и горохом (разложить в разные коробки).

Гимнастика для пальцев. Видео.
Пальчиковая гимнастика. Выполнение фигурок из пальцев.

Немає коментарів:

Дописати коментар