Дыхательная гимнастика
Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.
Дыхание — один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость.
Согласно статистическим данным, уровень распространенности заболеваний органов дыхания у детей очень высок. Дыхательная система малышей несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика. Слизистая дыхательных путей очень нежная, легко воспаляющаяся. И без того узкие дыхательные ходы при заболевании становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать.
Известно, что дыхательная гимнастика:
- повышает общий жизненный тонус человека, сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы;
- предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту, способствует нормализации физиологического дыхания через нос;
- укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы;
- стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно-сосудистую системы, кровообращение;
- насыщает организм оптимальным количеством кислорода;
- способствует уравновешиванию нервных процессов.
Можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.
Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:
- дышать носом;
- дышать медленно,
- концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное воздействие;
- выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие;
- дышать с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо:
- все упражнения выполнять легко, естественно, свободно, без усилий, напряжения и скованности;
- находиться в расслабленном состоянии, но не сутулиться (спина прямая, плечи развернуты, шея свободна);
- следить за тем, чтобы вдох и выдох были равны по силе и длительности и плавно переходили друг в друга.
Дыхательные упражнения - это, прежде всего, упражнения для развития мускулатуры, участвующей в процессе дыхания. Как и всякие другие мышцы их можно быстро развить, работая над собой. Развитие этой группы мышц улучшает процесс дыхания в целом и предупреждает появление дыхательных патологий. Дыхательные гимнастики улучшают умственную деятельность ребенка.
В каждой методике дыхательной гимнастики существуют свои правила, соблюдение которых делает занятия наиболее результативными. Традиционно при обучении дыханию рекомендуют отдавать приоритет носовому дыханию. Специалисты считают, что это будет способствовать профилактике насморка и острых респираторных заболеваний. При дыхании через нос воздух проходит через множества протоков: он очищается от пыли, увлажняется или сушится, охлаждается или нагревается в зависимости от состояния атмосферы. С целью правильного обучения носовому дыханию необходимо использовать специальные дыхательные упражнения, акцентируя внимание детей на глубокий вдох через нос и выдох через рот. Для этого эффективны упражнения, сочетаемые с произношением в момент удлиненного выдоха различных звуков: "а-а-а", "о-о-о", "у-у-у", "ю-ю-ю", "я-я-я", "ш-ш-ш", "с-с-с", "ч-ч-ч". Акцент на удлиненном выдохе способствует рефлекторному уменьшению спазматического сокращения гладких мышц бронхов и значительно улучшает рефлекс дыхания. Такие дыхательные упражнения особенно необходимы для детей с заболеваниями органов дыхания.
Если периодически заниматься дыхательной гимнастикой, то любой человек (и ребенок, и взрослый) не только меньше болеет простудными заболеваниями, гриппом, исчезают застойные явления в легких, но повышается общая работоспособность, улучшается эмоциональная устойчивость.
В каждой методике дыхательной гимнастики существуют свои правила, соблюдение которых делает занятия наиболее результативными. Традиционно при обучении дыханию рекомендуют отдавать приоритет носовому дыханию. Специалисты считают, что это будет способствовать профилактике насморка и острых респираторных заболеваний. При дыхании через нос воздух проходит через множества протоков: он очищается от пыли, увлажняется или сушится, охлаждается или нагревается в зависимости от состояния атмосферы. С целью правильного обучения носовому дыханию необходимо использовать специальные дыхательные упражнения, акцентируя внимание детей на глубокий вдох через нос и выдох через рот. Для этого эффективны упражнения, сочетаемые с произношением в момент удлиненного выдоха различных звуков: "а-а-а", "о-о-о", "у-у-у", "ю-ю-ю", "я-я-я", "ш-ш-ш", "с-с-с", "ч-ч-ч". Акцент на удлиненном выдохе способствует рефлекторному уменьшению спазматического сокращения гладких мышц бронхов и значительно улучшает рефлекс дыхания. Такие дыхательные упражнения особенно необходимы для детей с заболеваниями органов дыхания.
Если периодически заниматься дыхательной гимнастикой, то любой человек (и ребенок, и взрослый) не только меньше болеет простудными заболеваниями, гриппом, исчезают застойные явления в легких, но повышается общая работоспособность, улучшается эмоциональная устойчивость.
Упражнения дыхательной гимнастики
Упражнение для брюшного дыхания: делается глубокий длительный вдох и без задержки дыхания - выдох. На выдохе живот втягивается. Это упражнение не только развивает мышцы, участвующие в дыхании, но и мышцы живота, улучшает перистальтику кишечника и особенно полезно для людей страдающих излишним весом.
Упражнение для грудного дыхания: на вдохе разворачиваются плечи, грудь, голова поднимается, живот втягивается. Выдох - всё происходит в обратном порядке.
Упражнение на задержку дыхания. Задержка дыхания на выдохе называется "апноэ". Развивать апноэ следует от 15 до 60 секунд постепенно. Упражнение выполняется сидя, обязательно с соблюдением всех требований к правильному положению осанки. При выполнении упражнения сначала делается глубокий вдох, а затем выдох и фиксируется время задержки дыхания. Каждые пять секунд учитель объявляет, сколько времени прошло. Ученик, закончив выполнение упражнения фиксирует время задержки дыхания.
Упражнение «Ушки»
Покачивание головой, как будто кому-то говорят "Ай-ай-ай, как не стыдно!" Плечи и туловище во время движений неподвижны. Правое ухо движется к правому плечу, левое - к левому.
Упражнение «Малый маятник»
Кивки головой вперед назад, на каждый кивок вдох. "Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?" Очень важно в момент вдоха заставлять ноздри соединяться.
Упражнение «Кошка»
Повторять движение кошки, которая крадётся, чтобы схватить воробья чуть-чуть приседая, поворачиваясь, то направо, то налево. При этом тяжесть тела переносить то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись.
Упражнение «Вращение шеи»
Дышать глубоко, плечи расслабить, голова опущена вниз, медленно вращать головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Подбородком делать небольшие круговые движения. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.
Упражнение «Сова»
Схватить и плотно сжать мышцы правого плеча левой рукой. Повернуть голову и посмотреть назад через плечо. Вдохнуть глубоко и развернуть плечи. Посмотреть через левое плечо и распрямить плечи. Опустить подбородок на грудь и глубоко вдохнуть, расправляя мышцы. Повторить то же самое, схватив левое плечо правой рукой.
Упражнение «Чудо-нос»
После слов «задержу дыхание» учащиеся делают вдох и задерживают дыхание. Учитель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой — это чудодейственное средство
от многих болезней.
Свою дыхательную гимнастику педагог-вокалист Александра Николаевна
Стрельникова разработала для постановки голоса у оперных певцов. Но неожиданно
оказалось, что дыхательные упражнения по Стрельниковой не только укрепляют
голосовые связки певцов, но и лечат самые различные заболевания.
Гимнастика, разработанная Стрельниковой, полезна для часто болеющих
детей. Усиливая обменные процессы, она укрепляет организм ребёнка и помогает
выстоять перед инфекциями.
Дыхательную гимнастику Стрельниковой называют ещё парадоксальной.
Почему? Потому что выполняется она вопреки общепринятым правилам, однако имеет
сильный оздоровительный эффект.
Дыхательную гимнастику практикуют при таких болезнях:
·
гипертония;
·
бронхит;
·
бронхиальная
астма;
·
хронические
бронхиты и пневмония;
·
хронические
риниты и гайморит;
·
грипп;
·
сердечная
недостаточность;
·
аритмия;
·
остеохондроз;
·
болезни
голосового аппарата.
Немає коментарів:
Дописати коментар